Первые шаги к Богу

Посты Православной Церкви

111 

Легко заметить, что у православных христиан перед самыми значительными торжествами установлен пост. Почему это так?  Все просто. В миру подготовка к празднику — это поход по магазинам, забота о разнообразно накрытом столе, о том, как занять, развлечь гостей. Такое отношение — чисто земное. Праздник же церковный — торжество другого, духовного порядка, дающее верующему возможность через воспоминание тех или иных событий Священной истории прикоснуться сердцем к иной, небесной, реальности и пережить во всей полноте радость от этого удивительного, ни с чем не сравнимого прикосновения…  00  70

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ 

(28 ноября — 6 января)

Рождественский пост отличается особым настроением. Ведь Рождество — это праздник предшествия в мир Бога. И пост потому и установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и телесным постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать за Ним…

Рождественский пост – это наша попытка пойти вслед за Вифлеемской звездой. Свой дар Богомладенцу, лежащему на Вифлеемских яслях, может принести каждый. И от нас  не требуется долгого караванного пути, который проделали шедшие за Вифлеемской Звездой мудрецы. Достаточно придти в храм на службу.

ВЕЛИКИЙ ПОСТ

(в 2015 г. -23 февраля — 11 апреля)                               i  СТРОГИЙ ПОСТ

Вы видели Распятие Господа нашего Иисуса Христа? Эта склоненная на грудь с невыразимою мукою глава; эти распростертые по крестному древу и прободенные гвоздями руки! О эта мертвенная бледность, надвигающаяся на ланиты «Краснейшего из сынов человеческих», эти уста, вещавшие миру новое слово, которые теперь раскроются только единый, и последний, раз, чтобы произнести последний возглас: «Отче!  

Для большинства людей, слабо знакомых с церковной жизнью, все семь недель, предшествующие Пасхе, воспринимаются как нечто нерасчлененное. С точки же зрения церковного человека, первые 40 дней, называемые четыредесятницей, по своей сути — приготовление к Страстной седмице и следующей за ней Пасхой. 

ПЕТРОВ ПОСТ

(в 2015 г. — 8 июня- 11 июля)

4         На закате

… Апостолы были люди подобострастные нам, такие же, как и мы. Но верой, любовью и  усердием к Богу, терпением и понуждением себя от всякого греха и беззакония, они угодили Богу и достигли вечного покоя и блаженства. И нас приглашают они следовать за собой, молясь  день и ночь Богу о спасении всех нас. Они призывают нас прилепиться всем сердцем к Богу и святым Его….

УСПЕНСКИЙ ПОСТ

2

(14 августа — 27 августа)

СТРОГИЙ ПОСТ

Он установлен перед великим праздником Успения Божией Матери и продолжается две недели. Успенским постом Церковь призывает нас подражать Божией Матери, Которая перед переселением Своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве.  

ОДНОДНЕВНЫЕ ПОСТЫ

 

5 

ПОСТ В СРЕДУ И ПЯТНИЦУ   в течение всего года

18 ЯНВАРЯ — Крещенский сочельник

11 СЕНТЯБРЯ — Усекновение главы Иоанна Предтечи

27 СЕНТЯБРЯ — Воздвижение Животворящего Креста Господня

Время поста — время более усиленной молитвы и глубокой исповеди. Исповедоваться в большинстве храмов можно за каждой Божественной литургией и иногда за вечерней службой, но лучше заранее узнать время исповеди в своем храме.

О посте вообще и зачем нам нужен Пост?

С возрастом  лучше осознаешь, насколько  слаб и ограничен отдельный человек, сколь бы он ни был умен или талантлив. За время своей жизни никто из нас не в состоянии понять все, что встречается,  и обо всем выработать правильную стратегию поведения.

Для восполнения нашей недостаточности нам дано в пользование замечательное средство, которым мы – современные и самостоятельные люди 21-ого столетия, – к сожалению, мало пользуемся, пытаясь всюду обойтись собственными усилиями. Я имею в виду коллективный, или, говоря в церковной терминологии, «соборный» опыт человечества.

Есть выработанный веками и людьми опыт, как жить полноценно и счастливо. Есть уже решенные вопросы и  отрегулированные вещи, которые нам лично нет необходимости продумывать и перепроверять методом проб и ошибок, каждый раз изобретая велосипед. Очень многое за нас продумали и проверили предыдущие поколения.  Целесообразно воспользоваться  их опытом, чтобы  легче справляться с теми задачами, которые наше время ставит перед нами. По большому счету этот опыт  подсказывает, что – дорога Жизни, а что – смерти.

Нам досталось время,  в котором отдельная индивидуальность постоянно противопоставляет себя общему, и лежащая на поверхности, доступная каждому желающему премудрость коллективного опыта оказывается для нас сложнейшей теоремой, на которую мы расходуем массу личного времени и сил, достойных более рентабельного применения.

Одна из задач Церкви, с которой она прекрасно справляется, — быть накопителем и хранителем этого общего опыта, чтобы поделиться с каждым, кто о нем спросит. Любые «бытовые» и будничные рекомендации Церкви всегда  основаны на длительной проверке практикой и имеют целью сделать жизнь каждой личности полноценной,  а человеческий род — жизнеспособным.

Среди прочих законов «правильной», «нормальной» жизни с самых первых дней существования Церкви постоянно присутствуют правила поста. Они широко варьируются в зависимости от времени, народности и места, но всегда упоминаются как общепринятая  часть  жизни.

Никто не будет спорить, что наше состояние и самочувствие среди прочего зависят от нашего питания. Любой журнал о здоровье пишет, что наше питание должно периодически регулироваться. Во всех многочисленных старых и новых диетах сообщается о том, что должны быть сезонные периоды более легкого питания с исключением животных жиров и тяжелой пищи.

Почему  бы мне не воспользоваться опытом поколений моих предков, которые столетиями учились именно в этом климате и на этой земле обращаться с едой правильно? Этот опыт выражен, в частности, в церковных предписаниях о посте.

Это однозначно полезно и душе и телу, которые очень взаимосвязаны, ведь человек есть целостное единство. Любой, кому приходилось хотя бы неделю попоститься, знает то чувство легкости, бодрости  и подвижности, которое сопутствует этому времени. В сложившихся на практике правилах  поста для мирян не идет речи о доведении  себя до голодных обмороков и снижении работоспособности.

Наоборот, во время поста работа спорится лучше и проще. Все вышесказанное — лишь некоторые соображения по поводу практической пользы поста.

Если же говорить о том, что касается веры, мне важно, чтобы Рождество было особенным и длительным событием. Я не успею прожить и проникнуться значением  праздника Рождества  Христова за последние день-два – 6-7 января. Начиная пост за 40 дней, я уже вступаю в область этого События.

Пост выражается не только в определенном питании. На эти дни выпадает большее, чем обычно, количество богослужений, которые с первых дней поста посвящены приближающемуся Празднику, и ежедневная будничная деятельность в большей степени пропитывается духом молитвы и веры.

В период поста лучше понимаешь, что тебе дана жизнь не только для того, чтобы успеть переделать все житейские заботы, что каждое ее мгновение ответственно, «торжественно и чудно».  Все дни поста, Праздника и последующих Святок совокупно освещены особым светом и внутренней приподнятостью души 

Воздержание, конечно, замечательно, но лишь тогда, когда оно совершается ради какой-то цели. Поэтому стоит задуматься не только о том, от чего надо отказаться, но и, вообще, на что следует обратить внимание постящемуся.

Пост не только время посильного аскетического подвига, но и время искушений. Выявляется такая духовная закономерность: начиная пытаться жить собраннее, человек выходит на линию борьбы. Наступает время военное: на него ополчаются те силы, которые противятся всему доброму в нашей жизни. Но это происходит не без попущения Божия. Как говорит преподобный авва Дорофей, каждому доброму делу или предшествует, или последует искушение.

А чаще всего искушения постом проявляются в обострении существующих конфликтов или возникновении новых. Вообще человек постящийся, к сожалению, становится иногда гораздо более раздражительным, нервозным… Но зная заранее о том, что пост — время искушений, можно лучше приготовляться к ним и переносить их более благодушно. Главным образом в этом должна помогать молитва. Вообще постом верующие обычно увеличивают свое молитвенное правило: читают псалтирь, полагают земные поклоны, стараются не допускать в правиле каких-то упущений или сокращений.

И вот о чем бы хотелось сказать еще. Человек — и человек верующий также — с очень большой легкостью забывает о должном. Мы постоянно нуждаемся в стимулах, поводах для того, чтобы обратить внимание на то важное, мимо чего проходим в своей повседневной жизни. И именно таким поводом, стимулом для самособирания становится пост. Но, к сожалению, очень часто с его окончанием происходит некий «откат» назад, человек быстро теряет то немногое, что собрать удалось. И очень важно этого избежать, чтобы пост стал для нас очередной, пусть совсем небольшой, но ступенькой в нашем восхождении к Богу. Чтобы с этой ступеньки мы не соскользнули вниз.

Поминальные записки

fotor1464

При входе в каждый православный храм мы видим лавку или ларек, где принимают записки. Что это за записки? Зачем их пишут и подают в храме?
Об этом и поговорим…

Подавать записки с именами наших родных, друзей, всех тех, за кого мы хотим, чтобы помолились на Литургии, молебне, панихиде, – очень древняя традиция. Во время службы мы действительно молимся за живых и усопших. Молимся в разные моменты службы, и в соответствии с тем, как мы хотим помянуть человека, мы и подаем записку.  
Дальше мы расскажем, какие поминания совершаются в храме.

         obrasez_sapolnenie_sapisok_e65ce322dc


На Литургию
(проскомидию)… Так обычно обозначается самое распространенное поминание, на которое мы подаем записки. Это значит, что записка поминается в алтаре во время совершения проскомидии, в начале Литургии.

molitva-1  153369 

На фотографии как раз этот момент. При этом из просфоры священник вынимает частицу. Затем эта частица кладется на дискос, а после Литургии опускается в Святую Чашу с Кровью Христовой. 
Это поминание считается самым главным и важным.
 

ОБЩИЕ ПРАВИЛА как писать записки правильно

На молебен… Эта записка идет не на Литургию и поэтому на молебен можно вписывать имена некрещенных людей и людей другой веры. Молебен — это всегда о здравии. В нашем храме он служится еженедельно. Священник читает эти записки во время ектении, когда молится о различных нуждах. Молебны бывают в честь праздника, либо благодарственные и по другим нуждам.
На
панихиду Подаются записки только за усопших. 


На
сорокоуст… Эта записка подшивается в специальную папку и поминается 40 дней подряд на Литургии (проскомидии).


На
полгода, на год, пять лет… Тоже самое — записка подшивается в специальную папку и поминается в течение этого периода на (проскомидии).

Постовая обычно это поминание принимается за умерших и только во время Великого поста

Вечное поминание обычно совершается за значительное пожертвование храму или совершается вследствие особых заслуг человека перед этим храмом (монастырем). Автоматически включаются в вечное поминание храма и имена священнослужителей, трудившихся здесь.

Сегодня существует традиция «вечного поминания» — приобретение «кирпичиков» для строительства храма. Узнать более подробную информацию об этом можно в интернете.

Отдельно отметим: на всех церковных службах мы молимся только за крещеных православных христиан. Отлученных от Церкви, еретиков, раскольников, некрещеных, самоубийц мы в храме не поминаем. За таких людей молимся лишь дома. 

Как часто следует подавать записки для поминания в Церкви?

Молитва Церкви и Святейшая Жертва привлекают на нас милость Господа, очищающую и спасающую нас. 

Мы всегда, и при жизни, и по смерти, нуждаемся в милости Божией к нам. 

Поэтому удостаиваться молитв Церкви и принесения о нас или наших близких, живых и усопших, жертвы Святых Даров, необходимо как можно чаще, и обязательно в те дни, которые имеют особое значение: в день рождения, день крещения, день именин как своих, так и членов своей семьи. 
Влечет ли нас к себе грех, овладевает ли нами какая страсть, искушает ли диавол, постигает ли нас отчаяние или неутешная скорбь, посетили беда, нужда, болезнь — в таких случаях молитва Церкви с принесением Бескровной Жертвы служит самым верным средством к избавлению, укреплению и утешению.

5

Дни особого поминовения усопших

Есть особые дни в году, когда вся Церковь с благоговением и любовью молитвенно вспоминает всех «от века», т.е. во все времена, умерших своих собратьев по вере. По Уставу Православной Церкви такое поминовение усопших совершается по субботам. И это не случайно. Именно в Великую Субботу, накануне Своего Воскресения, Господь Иисус Христос пребывал во гробе.

Этот трогательный обычай коренится в глубокой вере православных христиан в то, что человек бессмертен и душа его, однажды родившись, будет жить вечно, что видимая нами смерть — это временный сон, сон для плоти, и время ликования для освобожденной души. Смерти нет, говорит нам Церковь, есть только переход, преставление из этого мира в мир иной…

Как все праздники, привязанные к Великому Посту, Вселенская поминальная суббота не имеет единственной даты, но движется по календарю в зависимости от расположения в нем Светлого Воскресения Христова.Разумеется, главной причиной появления специального поминального дня в мясопустную седмицу стало отнюдь не содержание православного меню. Просто в воскресенье этой седмицы Церковь вспоминает Страшный суд Христов, и день накануне логично посвятить молитвам за усопших.

Дни особого поминовения умерших в 2014 году

Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову — 9 февраля

Вселенская родительская суббота (мясопустная) — 22 февраля

Суббота 2-й седмицы Великого поста — 15 марта

 Суббота 3-й седмицы Великого поста — 

 Суббота 4-й седмицы Великого поста — 29 марта

Радоница — 29 апреля

Поминовение усопших воинов — 9 мая

Троицкая родительская суббота  7 июня

Димитриевская родительская суббота  8 ноября

Поминовение начинается Вечерним заупокойным богослужением накануне родительской субботы 

— т.е. уже  

в пятницу вечером 

 служится парастас  последование великой панихиды по всем усопшим

 православным христианинам, 

совершаемое на всенощном бдении родительских суббот 

в субботу утром-

служится основное церковное 

поминание – заупокойная Литургия, 

где поминаются все усопшие христиане, после нее – будет отслужена общая панихида.

Первые, о ком мы вспоминаем, молясь об умерших, — наши покойные родители. Поэтому и суббота, посвященная молитвенной памяти почивших, называется «родительской». Таких родительских суббот в течение календарного года — шесть. У родительской субботы 3 ноября есть и еще одно название: «Димитриевская». Суббота названа так по имени воспоминаемого 8 ноября святого великомученика Димитрия Солунского. 

…Смерть таинственна. Каждая пережитая нами смерть близких — тоненькая ниточка от нас в мир иной, к Богу. Подумаем об этом сегодня. Подумаем о любимых людях, которые ушли от нас в вечность. Они ушли, а любовь к ним и нежность и благодарность — остались. Не значит ли это, что души их не исчезли, не растворились в небытии? Что они знают, помнят и слышат нас? Что они нуждаются в нас?..

Подумаем об этом и помолимся о них.

Но не будем забывать, что это день павших за Россию воинов. Так давайте,  в Дмитриеву субботу, помянем как умеем тех, кто погиб и в Финскую и Отечественную войну, в Корее, Египте, на Кубе, в Анголе, во Вьетнаме, в Афгане, в Чечне, в Чернобыле. А также наших забытых и полузабытых воинов-предков, наших умерших или погибших родителей и детей. И наш это долг поминать на русских погостах своих родных и защищать Православную веру. 

Церковное поминовение в родительскую субботу

Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида, или парастас. Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Утром, в поминальную субботу, совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду —  ваше присутствие на Литургии и панихиде необходимо. Тем более, что наши умершие являются явными свидетелями того, присутствовали ли мы на богослужение, молились ли за них или просто отписались записочками и откупились свечами. 

Для церковного поминовения на парастас, отдельно на литургию, прихожане готовят записки с поминовением усопших. В записке крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»).

При этом нужно помнить, что в эти записки можно заносить имена только тех умерших, которые при жизни были крещены, т.е. являлись членами Церкви. О некрещеных же можно молиться дома или над их могилой на кладбище. В эти дни свечи положено ставить не к иконам, а к Распятию, на специальный столик, называемый «канун«. Свеча есть наша жертва Богу и вместе символ нашей молитвы. Поэтому, когда христиане ставят свечи, они обязательно в этот момент просят Бога об упокоении их близких, называя имена усопших родственников.

С этим обычаем связан и другой, подобный ему: подавать милостыню неимущим с просьбой помолиться об усопших.

В последнее время распространилось мнение, что нищие, просящие милостыню, чуть ли не самые богатые из всех нас. Что же, если кого-то это смущает, можно без труда найти среди своих знакомых или соседей человека больного, слабого, одинокого, да еще и живущего на одну убогую пенсию. Может быть, стоит в память о своих умерших родителях принести такому человеку сумку картошки с рынка… Кажется мне, что Бог примет нашу молитву и в такой форме. Только была бы она теплой и искренней, не отравленной горделивым самоодобрением. «Блаженны милостивые; ибо они помилованы будут»(Мф.5,7).

Кроме того, в качестве пожертвования в храм принято приносить продукты. Как правило, на канон кладут хлеб, сладости, фрукты, овощи и т.д. Можно приносить муку для просфор, кагор для совершения литургии. Не положено приносить мясные продукты.

Если нет возможности в эти дни посетить храм или кладбище, можно помолиться об упокоении почивших в домашней молитве. Вообще Церковь заповедует нам не только в особые дни поминовения, но каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:

Молитва об усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Таким образом православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Необходимо помнить

Молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. 

Умерший не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе – все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.

Даже если ваши близкие умерли некрещеными, и Церковь их поминать не может, вы можете помолиться за них сами, дома, так же, как и за крещеных. Но лучше сделать это, придя в храм и на могилу в Димитриевскую родительскую субботу.

ПОГРЕБЕНИЕ УСОПШИХ.5

Ни один народ не оставлял без попечения тел своих умерших: для всех был священным закон, говорящий о погребении, сопровождаемом приличными обрядами. В погребальных обычаях каждый народ, сообразно своему духу и характеру, выражал заботу о скончавшихся. Суеверные египтяне бальзамировали тела своих умерших, обвязывали их тонкой тканью, хранили их или в пирамидах, или в других местах. Воинственные и жестокие римляне омывали тело умершего холодной водой, намащивали его и сжигали на специально устроенном для этого костре. Когда пламя совершенно угасало, собирали пепел от тела, кропили его вином и молоком и помещали в урну.

У ветхозаветных иудеев мы также встречаем погребальные обряды, но более кроткие, сообразные с человеческой природой, чуждые суеверия и бесчеловечности язычников. Иудеи не бальзамировали и не сжигали тел умерших, но намащивали их благовониями, обвивали тонким полотном и погребали в пещере или гроте (Ин. 19, 39-41). В память об умершем преломляли над ним хлеб (Иер. 16, 7), для выражения скорби о скончавшемся посыпали свои головы пеплом, иногда налагали на себя пост (1 Цар. 31, 13; 2 Цар. 1, 12; 3, 35).

Святая вера Христова, сообщившая всем нам высокое понятие о человеке-христианине, побуждает с почтительностью смотреть на него и тогда, когда он лежит бездыханен и мертв. Умерший христианин теперь – как бы «добыча» смерти, жертва тления, но он же и член тела Христова (1 Кор. 12, 27); в развалинах этого некогда величественного храма жил и действовал Животворящий Дух Божий (1 Кор. 6, 15 и 19); тело христианина освящено причащением Божественных Тела и Крови Христа Спасителя. Наконец, это мертвое тленное тело христианина снова оживет и облечется в нетление и безсмертие перед Страшным судом (1 Кор. 15, 53).

Тело тотчас после смерти омывается. Омовение тела водой прообразует будущее воскресение всех людей и предстояние пред Богом в чистоте и непорочности. При омовении следует читать Трисвятое: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» или просто «Господи, помилуй». По традиции омовение совершается одним из родственников почившего. Основанием для этого благочестивого обычая служит пример нашего Спасителя, Пречистое Тело Которого, по свидетельству святого Иоанна Златоуста, по снятии с Креста было омыто, а также пример христиан времен апостольских, имевших обычай омывать тела своих усопших (Деян. 9, 37).

Но монахов и священников не омывают после смерти. «Егда (когда) кто от монахов ко Господу отыдет, понеже (и поскольку) не подобает (не положено) омыватися телу его, ниже (даже не) видетися отнюдь (совершенно) нагу, на сие учиненный (к тому определенный, на то назначенный) монах отирает мощи его тёплою водою, творя прежде губою (губкой) крест на челе (на лбу) скончавшагося, на персех (на груди), на руках, на ногах и на коленах, вящще (более) же ничтоже».

«Егда кто от мирских священников отыдет ко Господу, приходят три священницы и снемлют его со одра (с постели), и полагают на земли на рогозинице (на плетёной рогоже). И понеже не подобает измовену быти, обнажену от священников (не положено омывать и обнажать священников), отирают его со елеем чистым».

После омовения тело христианина одевают в новые одежды, что знаменует новое одеяние нашего нетления и безсмертия (1 Кор. 15, 53). Одежды подбираются сообразно званию или виду служения умершего. Этим указывается на то, что по Воскресении человек должен будет дать отчет Богу о том, как он исполнял свой долг в том звании, к которому был призван, ибо «вси оживут, кийждо же во своем чину» (1 Кор. 15, 22-23).

Монаха облачают в монашеское одеяние и обвивают его мантией, для чего она разрезается несколько, и усопший обвертывается укроем, или пеленой (Ин. 11, 44), крестообразно. Лицо его закрывается в знак того, что во время земной жизни умерший был удален от мира.

Умершего священника одевают сначала в обычные его одежды, потом и во все священнические одеяния и покрывают лицо его воздухом (т. е. покровом, которым покрывают Святые Дары) в знак того, что он был совершителем Тайн Божиих и особенно Святых Тайн Тела и Крови Христовых. Этот воздух не бывает затем в употреблении, но опускается с умершим в землю.

«Диакона же и прочих клириков такожде по облачении в обычных одеждах, в их чинови належная (положенные) одеяния облачении да будут».

Усопшего архиерея облачают в архиерейские одежды. Епископ, постригшийся перед смертью в схиму, в схиме же и погребается, а обыкновенный (т. е. не схимник) – в епископских ризах.

На умершего мирянина, одетого в новые и чистые одежды, полагают саван – белый покров, указывающий на те белые одежды, в которые облачают человека по Крещении, и потому знаменующий то, что умерший сохранил до конца жизни обет, данный им при Крещении.

Омытое и облаченное тело полагается во гроб, который предварительно окропляется святой водой. Можно окадить гроб ладаном.

Гроб ставят посреди комнаты перед иконами лицом к востоку или, по крайней мере, лицом к иконам. Однако, как известно, у нас укоренился обычай в домах полагать усопших головою к иконам.

Руки усопшего складывают так, чтобы правая была сверху.

В руки как архиерею, так и священнику, дается (вкладывается) Евангелие в знак того, что они возвещали людям учение Евангелия. Кроме Евангелия, в руки архиерея и священника обычно влагается также и Крест – символ спасения живых и мертвых.

В левую руку монаха или мирянина полагают икону Спасителя (или Крест) в знак веры во Христа, в правую – «Разрешительную грамоту». Все эти священные предметы входят в «погребальный комплект», который продается в церковной лавке храма.

На усопшем непременно должен быть нательный крест.

На чело (лоб) умершего возлагается венчик (бумажный). Умерший христианин (символически) украшается венцом, как человек, боровшийся и с честью оставивший поле подвига, как воин, одержавший победу. На венчике находится изображение Господа Иисуса Христа, Пречистой Богоматери, святого Иоанна Предтечи (и Ангелов) со словами «Трисвятого» («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас»). Этим указывается на то, что человек, окончивший свое земное течение, надеется за свои подвиги получить венец (2 Тим. 4, 7-8), по милосердию Бога и по ходатайству Божией Матери и Предтечи.

Вокруг гроба ставят четыре подсвечника со свечами: у головы, у ног и по обеим сторонам гроба (или хотя бы одну свечку в изголовье).

Класть в гроб какие-либо предметы, деньги ни в коем случае нельзя (это языческий обычай, не совместимый с христианской верой).

По исходе души от тела кто-нибудь из родственников (или священник) читает канон «Последование по исходе души от тела» (из молитвослова). Если человек умер не дома, то канон все равно надо прочесть в день смерти. «Последование» читается от лица усопшего с той целью, чтобы милосердие Божие по молитве нашей за умершего облегчило его душе горечь разлуки от расставания с телом.

По окончании «Последования» читается Псалтирь. Чтение может совершать церковный чтец или любой благочестивый мирянин (желательно, имеющий на это благословение священника). Положение читающего Псалтирь по усопшему есть положение молящегося, поэтому при чтении следует стоять.

Над умершим архиереем и священником читается Евангелие. Над умершим диаконом, монахом и мирянином читается Псалтирь. Это чтение утешает сетующих об усопшем и располагает их к молитве о нем Богу. Оно прерывается поминовением усопшего, с особым молитвенным обращением к Богу, с произнесением имени покойного. Обычаем принято повторять такое молитвенное обращение к Богу по окончании нескольких псалмов, отделяемых в книге Псалтирь словом «Слава».

Весьма хорошо – как в дни, предшествующие погребению, так и после –подавать записки о упокоении на Литургию, заказывать панихиды, в одном или нескольких храмах. Желательно также заказать сорокоуст – ежедневное поминовение в течении сорока дней.

Отпевание усопшего лучше всего, по возможности, проводить в церкви. При несении покойника в храм (а также и при шествии на кладбище) поют «трисвятое».

По принесении в церковь тело умершего ставится на середине храма с лицом открытым и обращенным к востоку, к алтарю (головой – на запад, а ногами – на восток), а около гроба ставятся светильники. Таким положением тела умершего Церковь хочет выразить свое материнское желание, чтобы усопший, не имея возможности молиться Богу своими мертвыми и запечатленными устами, молил Благого Бога о помиловании самым положением своего тела.

Служба отпевания состоит из песнопений, в которых кратко изображается вся судьба человека: за преступление заповеди Адам снова обращается в землю, из которой взят; но, несмотря на множество грехов, человек не перестает быть «образом славы Божией», созданным по образу и подобию Божиему, а потому Святая Церковь молит Господа, по Его неизреченной милости, простить усопшему грехи и удостоить его Царства Небесного. По прочтении Апостола и Евангелия, в которых говорится о будущем воскресении мертвых, священник читает разрешительную молитву. Этой молитвой разрешаются бывшие на умершем запрещения и грехи, в которых он покаялся и которые при покаянии он не мог вспомнить, и умерший с миром отпускается в загробную жизнь; текст этой молитвы полагается в руки умершего.

Сразу после отпевания (либо перед самим погребением, на кладбище) совершается прощание с почившим. При этом нужно целовать икону, лежащую во гробе, и венчик на челе.

Все священные предметы (икона, крест, разрешительная молитва) остаются с покойником в гробе. Тело усопшего поверх савана посыпается крестообразно освященной землей, которую священник предварительно передает родственникам.

Гроб с телом покойного опускается в могилу (ногами на восток, головой на запад) и засыпается землей.

Не совершается погребение в первый день Пасхи и в день Рождества Христова.

Крест – символ спасения – возвышается над могилой всякого христианина, умершего с верой в Распятого на Кресте Спасителя.

Над крещеными младенцами (детьми до 7 лет) совершается особое отпевание, как над непорочными, безгрешными: святая Церковь в этом случае не молится о прощении грехов, а только просит сподобить их Царствия Небесного, по неложному обещанию Христову. Хотя младенцы после Святого Крещения сами не сделали ничего, чем могли бы заслужить себе Небесное Царство, но они во Святом Крещении очистились от прародительского греха, соделались непорочными и наследниками Царства Божия.

Над умершими некрещеными младенцами отпевание не совершается.

 

 

 

(555)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *