Детская страничка

7. Как воспитать в детях благоговейное отношение к Причастию и к богослужениям

Прежде всего, нужно самим родителям любить Церковь, церковную жизнь и любить в ней каждого человека, в том числе и маленького. И любящий Церковь сумеет это передать своему малышу. Это главное, а все остальное – уже просто конкретные методики.

Мне вспоминается рассказ протоиерея Владимира Воробьева, которого в детстве водили к Причастию только несколько раз в году, но он помнит каждый этот раз, и когда это было, и какое это было духовное переживание. Тогда, в сталинское время, в церковь часто ходить было нельзя. Так как если бы тебя увидели даже твои товарищи, то это могло грозить не только потерей образования, но и тюрьмой. И отец Владимир вспоминает каждый свой приход в церковь, который был для него великим событием. Не могло быть и речи о то, чтобы на службе шалить, переговариваться, болтать со сверстниками. Нужно было прийти на литургию, помолиться, причаститься Святых Христовых Таинств и жить ожиданием следующей такой встречи. Думается, и мы должны понимать Причастие, в том числе и маленьких детей, вступивших в пору относительной сознательности, не только как лекарство во здравие души и тела, но как нечто неизмеримо более важное. Даже ребенком оно должно восприниматься прежде всего как соединение со Христом.

Главное, о чем нужно думать, — чтобы посещение службы и причастие стали для ребенка не тем, к чему мы его понуждаем, а тем, что он должен заслужить. Надо постараться так перестроить наше внутрисемейное отношение к богослужению, чтобы мы не тянули своего отрока причащаться, а он бы сам по прошествии определенного пути, подготавливающего его к принятию Святых Христовых Таин, получал право прийти на литургию и приобщиться.

И, быть может, лучше, чтобы воскресным утром мы бы не тормошили своего развлекавшегося в субботу вечером ребенка: «Вставай, на литургию опаздываем!», а он бы, проснувшись без нас, увидел, что дом-то пуст. И оказался и без родителей, и без церкви, и без праздника Божиего. Пусть он до этого лишь на полчаса приходил на службу, к самому причастию, но все равно не может не почувствовать некоторое несоответствие воскресного лежания в постели тому, что должен в это время делать каждый православный христианин. Когда же сами вернетесь из церкви, не упрекните своего отрока словами. Быть может, ваша внутренняя скорбь по поводу его отсутствия на литургии даже действенней отзовется в нем, чем десять родительских понуканий «а ну пойди», «а ну подготовься», «а ну прочитай молитвы».

Поэтому родители своего ребёнка уже в его сознательном возрасте никогда не должны побуждать к исповеди или причастию. И если они смогут себя в этом сдерживать, то тогда благодать Божия обязательно коснется его души и поможет в таинствах церковных не затеряться.

Это только некоторые моменты, связанные с современной практикой детской исповеди, которые я изложил просто как приглашение к тому, чтобы мы продолжили это обсуждать и, вероятно, в очень слабой дискуссионной форме. Но хочется, чтобы люди в значительной степени более духовно опытные и десятилетиями имеющие духовническую практику, высказались бы по этому поводу.

Опубликовано на сайте Издательского Дома «Аргументы и факты» (http://www.aif.ru) АиФ Семейный совет, выпуск 17 (234) от 17 сентября 2004 г. Адрес статьи: http://www.aif.ru/online/ss/234/ss03_01?print

Как подготовить к исповеди детей?

Дети до семи лет (в Церкви их называют младенцами) приступают к Таинству Причащения без предварительной исповеди, но необходимо с самого раннего детства вырабатывать у детей чувство благоговения перед этим великим Таинством. Частое причащение без должной подготовки может выработать у детей нежелательное чувство обыденности происходящего. Младенцев желательно за 2-3 дня подготавливать к предстоящему Причастию: читать с ними Евангелие, жития святых, другие душеполезные книги, сократить, а лучше совсем исключить просмотр телевизора (но делать это нужно очень тактично, не вырабатывая у ребенка отрицательных ассоциаций с подготовкой к Причастию), проследить за их молитвой утром и перед сном, побеседовать с ребенком о прошедших днях и подвести его к ощущению стыда за собственные проступки. Главное же нужно помнить, что нет ничего более действенного для ребенка, как личный пример родителей.

Начиная с семи лет, дети (отроки) уже приступают к Таинству Причащения, как и взрослые, только после предварительного совершения Таинства Исповеди. Во многом грехи, перечисленные в предыдущих разделах, присущи и детям, но все-таки детская исповедь имеет свои особенности. Чтобы настроить детей на искреннее покаяние, можно дать им прочесть следующий список возможных прегрешений:

— Не залеживался ли в постели утром и не пропускал ли всвязи с этим утреннее молитвенное правило?

— Не садился ли за стол, не помолившись и не ложился ли спать без молитвы?

— Знаешь ли наизусть самые главные православные молитвы: «Отче наш», «Иисусову молитву», «Богородице Дево, радуйся», молитву ко своему Небесному покровителю, имя которого носишь?

— Каждое ли воскресенье ходил в церковь?

— Не увлекался ли различными забавами в церковные праздники вместо посещения храма Божия?

— Вел ли должным образом себя на церковной службе, не бегал ли по храму, не вел ли пустых разговоров со сверстниками, вводя их тем самым в соблазн?

— Не произносил ли без надобности имя Божие?

— Правильно ли совершаешь крестное знамение, не спешишь ли при этом, не искажаешь ли крестное знамение?

— Не отвлекался ли при молитве на посторонние мысли?

— Читаешь ли Евангелие, другие духовные книги?

— Носишь ли нательный крестик и не стесняешься ли его?

— Не используешь ли крестик в качестве украшения, что грешно?

— Не одеваешь ли различные амулеты, например, знаки зодиака?

— Не гадал ли, не ворожил?

— Не скрывал ли перед батюшкой на исповеди свои грехи из-за ложного стыда, а затем недостойно причащался?

— Не гордился ли перед самим собой и перед другими своими успехами, способностями?

— Спорил ли с кем-либо — только ради того, чтобы взять верх в споре?

— Не обманывал ли своих родителей из-за страха быть наказанным?

— Не ел ли в пост без разрешения родителей скоромного, например, мороженого?

— Слушался ли своих родителей, не спорил ли с ними, не требовал ли от них дорогостоящей покупки?

— Не наносил ли побоев кому-нибудь? Не подстрекал ли к этому других?

— Не обижал ли младших?

— Не мучил ли животных?

— Не сплетничал ли о ком, не ябедничал ли на кого?

— Не смеялся ли над людьми, имеющими какие-либо физические недостатки?

— Не пробовал ли курить, выпивать, нюхать клей или употреблять наркотики?

— Не сквернословил ли?

— Не играл ли в карты?

— Не занимался ли рукоблудием?

— Не присваивал ли себе чужого?

— Не имел ли привычки брать без спроса то, что тебе не принадлежит?

— Не ленился ли помогать родителям по дому?

— Не притворялся ли больным, чтобы увильнуть от своих обязанностей?

— Не завидовал ли другим?

Приведенный перечень — лишь общая схема возможных прегрешений. У каждого ребенка могут быть свои, индивидуальные переживания, связанные с конкретными случаями. Задача родителей — настроить ребенка на покаянные чувства перед Таинством Исповеди. Можно посоветовать ему вспомнить свои проступки, совершенные после последней исповеди, написать свои прегрешения на листке бумаги, но не следует этого делать за него. Главное: ребенок должен понять, что Таинство Исповеди — это Таинство, очищающее от грехов душу при условии искреннего, чистосердечного покаяния и желания не повторять их более.

 

(1488)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *